Магистральные трубопроводы – системы, служащие для транспортировки на значительные расстояния больших объемов газа, нефти и продуктов их переработки. В связи с тем, что месторождения часто находятся в весьма удаленных районах России, именно трубопроводы являются главным способом доставки добытого сырья к предприятиям, осуществляющим его дальнейшую переработку.
Обеспечение бесперебойной работы действующих систем, регулярный ввод в эксплуатацию новых трубопроводов значительной мощности – задача национального масштаба. Ведь нефть и газ – это не только непосредственно энергия, необходимая для жизни. Нефтегазовый комплекс – своеобразный «драйвер роста» для многих других отраслей экономики, например, для металлургии, для производителей стальных труб больших диаметров. Например, одни из самых востребованных изделий при строительстве нефте- и газопроводов –
стальные трубы 720х8 и
трубы 820х9 (наружный диаметр и толщина стенки трубы в мм, соответственно). Спрос рождает предложение: запросы нефтяников и газовиков стимулируют рост производства качественной трубной продукции.
Проектирование и прокладка магистральной системы – сложнейшая многоуровневая задача, требующая согласованной работы профессионалов многих специальностей.
Главный параметр, от которого просчитываются другие показатели – проектная мощность будущей системы, то есть, объем веществ, который система способна перекачивать за определенное время. Для новых газопроводных систем, таких, как например «Сила Сибири» и «Сила Сибири-2» эти объемы исчисляются в десятках миллиардов кубометров в год.
Мощность системы прямо определяется внутренним диаметром используемых стальных труб и рабочим давлением, под которым проводится перекачка веществ. К трубопроводам 1 класса относятся системы с диаметром 1-1,2 метра и более, а также рассчитанные на внутреннее давление до 10 МПа и выше. Для понимания величины: 10 МПа в пересчете – это давление в 100 кг силы на 1 квадратный сантиметр. Отсюда сразу понятно, насколько качественные и надежные стальные трубы необходимы при таких условиях.
Работы по непосредственной укладке трубопровода начинаются с детального изучения участков местностей, по которым будет проходить система.
Основной способ прокладки – подземный. Размещение труб под землей позволяет существенно «сгладить» температурные колебания в течение года и заметно снизить негативные «атмосферные воздействия». В любом случае, используемые при строительстве стальные трубы получают необходимую антикоррозийную защиту. А для регионов с особо суровыми климатическими условиями поставляются трубы в специальном «холодном исполнении», рассчитанные на температуры до -45°С и ниже.
Глубина траншеи определяется внешним диаметром труб. На дне траншеи оборудуется специальная «подушка» на основе песка, а после укладки труб и проведения всех необходимых испытаний засыпка траншеи производится в несколько слоев.
При построении будущего маршрута магистрального трубопровода также необходимо соблюдать ряд существенных ограничений, обеспечивающих безопасность системы. Магистральные трубопроводы не должны проходить через населенные пункты и через сельскохозяйственные угодья. Не допускается «близкое соседство» с железнодорожными станциями, аэродромами и портами, с линиями электропередач: это требования техники безопасности.
Для предупреждения различного рода возможных повреждений, устанавливаются охранные зоны магистральных трубопроводов: 25 метров по обеим сторонам. В случае транспортировки сжиженного газа и ряда других взрывоопасных продуктов размер охранной зоны увеличивается до 100 метров.
Соблюдение всех требований при проектировании магистральной трубопроводной системы необходимо для обеспечения его бесперебойной работы в течение многих лет. Использование качественной трубной продукции при монтаже и тщательное соблюдение технологии строительства позволяет в дальнейшем гарантировать поставки заявленных объемов в требуемые сроки.