Норман Паркинсон (Norman Parkinson, 1913 — 1990) - один из наиболее выдающихся британских фотографов 20-го века.
Он не считал фотографию искусством, но своими снимками доказывал обратное.
"Рональд Уильям Паркинсон Смит родился на юго-западе Лондона в 1913 году. Уже в 31-ом он начал делать первые шаги в профессии – поступил на службу в фотоателье, из которого, впрочем, был довольно быстро уволен за излишнюю, как бы сейчас сказали, креативность. Но благодаря этой своей самой первой работе он получил, во-первых, бесценный опыт, а, во-вторых, следующие рекомендации: «Оригинальный молодой человек. Возможно, станет фотографом». Так оно и случилось.
В 1934-ом году Рональд Уильям и его приятель Норман Кибблуайт открывают фотоателье на Пикадилли, которое по имени одного и фамилии второго называют The Norman Parkinson Studio. Ателье просуществует вплоть до начала Второй Мировой, а имя Норман Паркинсон навсегда останется в собственности нашего героя. В истории не обошлось и без счастливого случая. Когда на студию однажды пришел Джойс Рейнольдс, редактор Harper’s Bazaar, он увидел на лестнице огромные распечатанные снимки Италии, сделанные Паркинсоном. Тем же вечером молодого человека пригласили провести первую фешн-съемку. В качестве площадки был выбран лондонский Грин-Парк. В дальнейшем именно на природе все работы Паркинсона будут обретать максимальную выразительность. Мало кто умел так талантливо сочетать пейзаж и портрет.
Паркинсон быстро становится востребованным, активно сотрудничает с Vogueи Harper’sBazaar в Англии, Европе и Америке. Популярность в родной Британии так и вообще феноменальна: он становится модным фотографом номер один. Паркинсон работает с экзотической натурой: на Ямайке, в Индии, в Югославии, на Карибах, в Италии и Франции. Его модели плавают на яхтах, прыгают через ручьи, скачут на лошадях, флиртуют – в общем, всячески излучают счастье. Часто его героями становятся видные деятели культуры. Работать с Паркинсоном считается престижным.
Однако постепенно ситуация в фешн-мире начинает меняться: в 55-ом случается конфликт с арт-директором американского VogueАлександром Либерманом, после которого отношения фотографа и журнала заканчиваются, а в британском издании происходит смена редакторов. В то же время все большую популярность набирают холодные, урбанистические фотосеты(например, Уильяма Клейна). Более того, становится очевидно, что публика больше тяготеет именно к ним, а не к старомодным и даже «простоватым» картинам Паркинсона, который наотрез отказывается ломать себя под новые тенденции. Поэтому в 59-гом он прощается с Vogueи поступает в светский журнал Queen, где делает, по большому счету, все, что душе угодно, да еще и получая за это некий астрономический гонорар.
Паркинсон работает много, не изменяя своему оригинальному энергичному стилю. Он фотографирует The Beatles и The Rolling Stones, Одри Хепберн и Элизабет Тейлор, Дэвида Боуи, Марлен Дитрих, становится личным фотографом монаршей семьи.
В 30-х ему надо было сделать фоторепортаж о жизни валлийских шахтеров в период кризиса. Вы не увидите ни одной трагичной фотографии, он не пытается спекулировать на человеческой драме. Перед нами предстает галерея женских образов: все они красивы, опрятны, даже улыбчивы. Но за всей их «чинностью» мы видим грустные глаза, глубокие морщины, печаль женщин, потерявших своих мужчин на войне.
Нормана Паркинсона смело можно назвать одним из ярчайших явлений в фото-искусстве. Его работы легки, динамичны и, самое главное, чрезвычайно жизнерадостны и обаятельны. Он всегда шел своим собственным путем, избегал шаблонов и создавал уникальные по энергетике работы. Наследие Нормана Паркинсона - это огромный, уникальный по своим масштабам, архив, насчитывающий около 3 000 фотографий и 140 000 негативов."
Татьяна Савостина Игра в гламур